Прошло уже несколько месяцев с момента, когда Россия начала жить в новой для себя реальности. Большая часть европейских и американских поставщиков заморозила свою работу, часть полностью покинула рынок, часть продолжила работу в прежнем режиме, но с существенными ограничениями. Сейчас, когда прошло время первичной реакции и российский бизнес, отойдя от шока, предпринял какие-то шаги, можно посмотреть и попытаться понять, как изменилась вся AV-индустрия и рынок конференц-систем, в частности.
Что изменилось сильнее всего?
Первое, и наиболее заметное изменение, касается изменения баланса спроса, в виде значительного перекоса в сторону азиатских поставщиков, что в условиях тотального ухода европейских поставщиков совершенно неудивительно. Если раньше конференц-системы китайских производителей были на втором плане, сейчас их решения становятся основными, а порой — единственно возможными. На изображении приведён график спроса на конференц-системы VISSONIC. Заметно, как вырос этот спрос, почти в два раза, после начала СВО.
Есть ли российские альтернативы?
Российских конференц-систем за все предыдущие годы было разработано мало. Не будет много их и сейчас, даже в столь выгодных условиях ввиду отсутствия конкурентов, поскольку любая разработка — это значительные инвестиции и высокотехнологичное оборудование. И с тем, и с другим сейчас дела обстоят непросто. И даже если кто-то решит сделать конференц-систему, то компонентов найдётся разве что на самую простую, дискуссионную. Функционал с голосованием, отображением документов и т.д. реализовать будет очень сложно, в силу проблем с поставками комплектующих.
Вообще несмотря на то, что китайские производители давно научились делать хорошие продукты, есть немало отраслей, где они всё ещё в роли догоняющих. И если рассматривать рынок конференц-систем, то у большинства производителей всё ещё виден отрыв по качеству между китайскими и европейскими решениями. Чтобы увидеть и ощутить эту разницу, достаточно взять в руки пульт, воспользоваться системой как со стороны делегата, так и со стороны оператора. На этом фоне очень выгодно выделяется VISSONIC.
Владельцы компании VISSONIC долго работали в компании, активно сотрудничающей с европейскими поставщиками. Взяв этот опыт и внимательно изучив реальные потребности системных интеграторов у VISSONIC, получилось создать решение «понятное» нашему российскому взгляду и привычному нам качеству.
После дружного демарша европейских и американских производителей, вдруг оказалось, что сопоставимых по технологичности решений в России больше нет. Попробуйте найти конференц-систему, в которой проводные и беспроводные, настольные и врезные пульты работают в рамках одной конференц-системы? А с беспроводным пультом, который можно превратить в проводной? А с возможностью вывода звука, питания и управления на акустику через один кабель? Их просто нет. Достойные по качеству и тактильным ощущениям пульты предлагает Taiden, но функциональные возможности, объединённые в рамках одной системы, и к тому же по конкурентной цене пока есть только у VISSONIC. Немудрено, что огромное количество администраций городов, закосбраний и властей практически всех уровней власти уже выбрали для себя эти решения.
Сейчас на AV рынке складывается такая ситуация, что клиенты стали «разглядывать» азиатское оборудование, которое изначально в чём-то было лучше европейских и американских решений, но его не всегда покупали, так как сила бренда — это мощный фактор выбора. Что будет через ещё полгода? Сейчас всё еще сложно сказать, насколько далеко зайдёт этот тренд и будет ли вообще возврат к привычным решениям. Будем посмотреть.